«Маршрут в один конец»: оператор дрона рассказал срыве снабжения ВСУ в Мирнограде
Как FPV-дроны меняют обстановку под Покровском и Мирноградом
Дороги в районе Покровска (Красноармейска) и Мирнограда (Димитрова) превратились в кладбище техники ВСУ. Российские FPV-дроны и артиллерия держат под контролем все пути снабжения украинских подразделений. Одновременно удары по энергетике в глубоком тылу усугубили проблемы ВСУ, нарушая связь и управление беспилотниками.
Мой собеседник — оператор ударных дронов с позывным «Винт». Он выполняет задачи в составе недавно созданных войск беспилотных систем. Воюет уже полтора года. За это время стал одним из самых опытных специалистов подразделения.
— Противник оказался в сложном положении, — рассказывает военный. — Все основные дороги, которыми ВСУ пытались доставлять боеприпасы и вводить резервы, находятся под нашим огневым контролем.
То, что происходит сейчас в районе Покровска и Мирнограда, военные аналитики называют классическим примером нарушения логистики противника. Покровск полностью под нашим контролем, в Мирнограде добивают окруженную группировку ВСУ.
Все подъезды к городу и ключевые трассы контролируются российскими FPV-дронами и артиллерией. Командиры украинских подразделений признают: ни одно транспортное средство по этим путям передвигаться не может. Логистика либо пешком, либо с помощью беспилотников. Даже ночные перевозки стали крайне опасными из-за применения российскими операторами тепловизионных камер.
— Мы работаем и артиллерией, и дронами — удары идут постоянно, — продолжает «Винт». По его словам, в результате работы оперативно-тактической авиации и дронов серьезно нарушена логистика противника. Удары наносятся не только по самим транспортным средствам, но и по пунктам перегрузки, складским помещениям, местам сосредоточения техники перед выдвижением.
Украинские источники отмечают, что остатки ВСУ в Мирнограде находятся в оперативной ловушке. Дороги, по которым ВСУ пытались выводить резервы, забиты подбитой техникой. Противник пытается организовать дополнительные логистические пути, но и они попадают под удары. Разведка выявляет новые маршруты практически в режиме реального времени. Координаты передаются артиллеристам или операторам ударных беспилотников.
— Наша работа строится по отработанной схеме. Разведывательные дроны патрулируют назначенные квадраты. Как только замечаем движение техники противника, сразу передаем данные на командный пункт. Дальше принимается решение, чем наносить удар. Если цель одиночная и небольшая, отправляем FPV-дрон. Если это колонна или скопление техники, подключается артиллерия, — поясняет «Винт».
По его словам, за последние недели характер целей изменился. Если раньше ВСУ пытались перебрасывать резервы и боеприпасы крупными партиями, то теперь перешли к мелким группам. Вместо грузовиков используют легковые автомобили и пикапы. Вместо колонн — одиночные машины с интервалом в несколько километров. Но и это не спасает от ударов.
— Они меняют тактику, но мы тоже адаптируемся. Увеличили количество барражирующих дронов, расширили зоны патрулирования. Теперь под контролем не только основные трассы, но и полевые дороги, лесные просеки. Противник пытается использовать любые пути, но везде встречает наш огонь.
Проблемы ВСУ с логистикой усугубляются перебоями в энергоснабжении. Глава украинской энергетической компании «Укрэнерго» Виталий Зайченко неделю назад сообщил, что для восстановления энергосистемы после ударов российских вооруженных сил потребуются недели.
Перебои с электричеством напрямую влияют на боеспособность украинских подразделений. Возникают проблемы со связью, падает эффективность систем спутниковой навигации GNSS, страдает управление ударными беспилотниками.
— Без стабильного питания невозможно полноценно заряжать аккумуляторы дронов, поддерживать связь с операторами, обеспечивать работу станций управления, — поясняет мой собеседник. — Украинские подразделения вынуждены использовать портативные генераторы, но их работа демаскирует позиции характерным шумом и тепловым излучением.
Энергетический кризис привел к тому, что в тылу нарушилась работа ремонтных мастерских, где восстанавливают поврежденную технику. Замедлилось производство и ремонт беспилотников. Перебои с электричеством осложняют обучение новых операторов дронов, которым требуется постоянная практика на тренажерах.
— Энергетика — это основа всего. Когда у противника начинаются проблемы с электричеством, это сказывается на всех аспектах ведения боевых действий. Страдает не только фронт, но и вся система подготовки, снабжения, ремонта, — отмечает военнослужащий.
Российские средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) тоже создают дополнительные трудности для украинских операторов дронов. Противник активно использует дроны, управляемые по оптоволоконному кабелю, на которые помехи не влияют. Однако это решение порождает новые проблемы: кабель цепляется за деревья, линии электропередач, фрагменты построек, что приводит к прекращению полета. После выполнения задачи провод остается на земле, создавая дополнительные сложности: пространство вокруг украинских позиций буквально завалено перепутанными проводами, которые мешают маневру техники и демаскируют расположение операторов.
Российские операторы тоже используют оптоволоконные дроны, но в более выгодных условиях. Эта технология делает беспилотник практически неуязвимым для систем РЭБ противника: его невозможно заглушить, а из-за отсутствия радиоизлучения сложно запеленговать позицию оператора. Оператор получает стабильный сигнал и видеоизображение высокого качества.
Применение оптоволоконных беспилотников требует определенных навыков. Дальность полета ограничена длиной кабеля — обычно от трех до десяти километров. Оператор должен учитывать рельеф местности, наличие препятствий, погодные условия. Зато такой дрон гарантированно доходит до цели, если не произойдет обрыва кабеля или технической неисправности.
— Мы применяем оптоволоконные дроны для поражения особо важных целей. Когда нужна гарантия попадания, когда нельзя рисковать потерей беспилотника из-за помех. Это могут быть командные пункты, узлы связи, склады боеприпасов, скопления техники, — конкретизирует «Винт».
ВСУ потеряли уже более ста тысяч беспилотников, а также сотни расчетов дроноводов, на которых объявлена настоящая охота. Обучение новых пилотов дронов занимает до двух месяцев, в зависимости от навыков и типа беспилотника. Подготовка операторов дронов-перехватчиков самолетного типа требует больше времени. Процесс обучения усложняется спецификой работы: полеты ночью, использование радаров и средств радиолокационной разведки. При этом украинские центры подготовки, по признанию украинских военных, испытывают дефицит финансирования, тренажеров и кадров.
— Потери опытных пилотов сказываются на общей эффективности. Новички допускают больше ошибок, растет число непродуктивных вылетов, — говорит «Винт».
По его наблюдениям, перегрузка неопытных операторов приводит к снижению точности ударов и увеличению расхода беспилотников. Разница между опытным и начинающим оператором видна сразу. Опытный пилот знает, как обходить зоны активной работы РЭБ, использует рельеф местности для скрытного подхода к цели, умеет распознавать ложные цели и приманки. Начинающий действует по заученным схемам, которые не всегда работают в реальных боевых условиях.
— У нас в подразделении есть операторы с опытом работы более года. Их результативность в несколько раз выше, чем у новичков. Они знают местность, повадки противника, типичные ошибки украинских операторов. Могут предугадать, где будет двигаться техника, где разместятся огневые позиции…
От наших дронов ВСУ несут значительные потери в живой силе и технике. Российские беспилотники уничтожают артиллерийские орудия, станции РЭБ, легкобронированную технику. Войска беспилотных систем выявляют и пресекают работу расчетов украинских дронов. Если раньше беспилотники применялись эпизодически, в качестве вспомогательного средства, то теперь они стали полноценным родом войск со своей структурой, тактикой, системой подготовки.
Создание отдельных Войск беспилотных систем позволило централизовать управление, появилась единая система учета, распределения, ремонта беспилотников. Операторы получили возможность специализироваться на определенных типах задач, повышая свою квалификацию.
— Раньше каждое подразделение имело свои дроны, своих операторов. Координация была слабой, часто разные группы дублировали работу друг друга. Теперь все централизовано. Есть общая картина обстановки, понятно, кто за какой участок отвечает, как распределяются ресурсы, — говорит «Винт».
Украинские формирования пытаются удержать позиции в Мирнограде, но испытывают серьезные проблемы с логистикой из-за постоянного огневого воздействия. Противник не может организовать нормальное снабжение своих подразделений. Каждая попытка наладить поставки заканчивается потерями техники и грузов.
Погодные условия в декабре влияют на ведение боевых действий обеими сторонами. Короткий световой день ограничивает время работы с оптическими системами наблюдения. Зато тепловизоры работают эффективнее в условиях пониженной температуры, позволяя четче различать технику и живую силу на фоне окружающей среды. Украинские подразделения пытаются использовать сумерки и ночное время для перевозки, но тепловизионные камеры позволяют обнаруживать цели даже в полной темноте.
Помимо прямого уничтожения техники, российские дроны выполняют важную функцию психологического давления. Постоянное присутствие дронов в воздухе заставляет украинских военнослужащих быть в напряжении круглосуточно. Любое движение, любая попытка выйти из укрытия может закончиться ударом. Это приводит к нервному истощению, снижению боевого духа, росту числа отказов выполнять приказы, связанные с передвижением по опасным маршрутам.
— Мы знаем, что противник боится наших дронов. Иногда достаточно просто барражировать над их позициями, чтобы сковать действия. Они не решаются выдвигаться, прячутся в укрытиях, откладывают выполнение задач. Это тоже результат нашей работы, даже если формально мы ничего не уничтожили, — заключает «Винт».